• Практическая медицина одновременно является наукой и искусством
  • Без собственной ответственности медицина сама ничего не сделает
  • Быстрый рост медицины как науки вызывает ряд тревожных вопросов
  • Медицина - это система научных знаний и практических действий
  • Центральными понятиями медицины является здоровье и болезнь
Практическая внутренняя медицина в лице врача одновременно является наукой и искусством

Практическая медицина одновременно является наукой и искусством

Без собственной ответственности медицина сама ничего не сделает

Без собственной ответственности медицина сама ничего не сделает

Быстрый рост медицины как науки вызывает ряд тревожных вопросов

Быстрый рост медицины как науки вызывает ряд тревожных вопросов

Медицина - это система научных знаний и практических действий

Медицина - это система научных знаний и практических действий

Центральными понятиями медицины является здоровье и болезнь

Центральными понятиями медицины является здоровье и болезнь

Предыдущая
Следующая

Биологические основы развития ребенка
Материалы / Биологические основы развития ребенка
Страница 2

В период оплодотворения мужская гамета - сперматозоид - сливается с женской гаметой - яйцеклеткой, и в образующейся таким образом зиготе вновь ­ будет 46 хромосом - 23 от отца и 23 от матери, то есть 23 пары. Деление зиготы­ и дальнейшее накопление клеточного материала формирующегося эмбриона, а­ затем плода идет путем митоза. На определенных этапах у формирующегося зародыша появляются специализированные клетки, из которых образуются тка-­ ни и органы. Весь процесс развития зародыша и вся дальнейшая жизнедеятель-­ ность плода, новорожденного ребенка, взрослого человека происходят на осно-­ ве наследственной информации при постоянном влиянии условий внешней сре-­ ды, взаимодействии этих 2-х основных факторов.

Определение пола ребенка. В процессе зачатия половая принадлежность будущего ребенка определяется тем, носителем какой половой хромосомы является сперматозоид - Х или Y. В яйцеклетки женщины среди 23 хромосом в норме содержится одна половая Х - хромосома. У мужчин к концу мейотического деления образуется не одна половая клетка ( гамета ), как у женщины, а 4 гаметы ( сперматозоида ). При этом половина из них содержит такие же Х-хромосомы, как и яйцеклетки, а половина -Y-хромосомы. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом , несущим Х - хромосому, то из образовавшейся зиготыбудет развиваться ребенок женского пола. Если же яйцеклетка оплодотворена сперматозоидом с Y - хромосомой, то сформируется мальчик. ( рис.3) теоритиче- ски вероятность зачатия девочкой или мальчиком практически одинакова. Фак- тически же оплодотворение сперматозоидами с Y - хромосомами встречается чаще, так как они обладают большей подвижностью. Однако развивающийся из оплодотворенного яйца зародыш мальчика менее устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды. Непроизвольные выкидыши у женщин при зачатии мальчикамибывают чаще, чем при зачатии девочками, и все же мальчиков рож- дается на 6% больше, чем девочек. Мальчики и после рождения оказываются менее устойчивыми к влияниям внешней среды, чем девочки, и смертность их,

особенно в раннем возрасте, выше. В результате к периоду половой зрелости ко-

личество юношей и девушек практичеки одинаково.

Наследование признаков родителей. Единицы наследственности - гены -

находятся на хромосомах в строго определенном порядке, а поскольку хромосо-

мы у человека парные, то у каждого индивида имеются 2 копии гена: ген на хро-

мосоме, полученной от матери, и ген на хромосоме, полученной от отца. Если

оба гена одинаковы, говорят, что данный индивид “ гомозиготен” , если разные -

он ”гетерозиготен”. Гены влияющие на проявление того или иного признака, рас-

полагаются в одинаковых участках ( локусах ) гомологичных хромосом и называю-

тся аллельнымми, или аллелями. При гетерозиготном состоянии один из аллель

ных генов является доминантным ( преобладающим ), другой - рецессивным. В от

ношении признака цвета глаз доминантным является карий цвет, а рецессив-

ным - голубой. Рецессивный признак в организме находится в скрытом состоя-

нии и может проявиться только, если ген данного признака будет и на хромосо-

ме от отца и на идентичной хромосоме от матери. Такой характер проявления генов предопределяет и разный механизм проявления наследственных заболе-

ваний, среди которых различают доминантно и рецессивно наследуемые, а так

же сцепленные с полом.

Установить, является ли тот или иной признак у человека доминантным или рецессивным, врачу, антропологу или генетику помогает генеалогический метод исследования ( метод родословных ). Родословная - это схема, на которой условными обозначениями, отмечаются несколько поколений одной семьи. При этом женщины обозначаются кружочком, мужчины - квадратиком. (рис. 4 ). Изучаемыйпризнак или заболевание указывается определенной буквой в середине кружка или квадратика либо изображается заштрихованным. Родители, их братья и сестры располагаются на одной линии, дети также располагаются по горизонтали, но ниже родителей, а их дедушки, бабушки - выше родителей. Номера поколений по старшинству считаются сверху вниз.

При доминантном наследовании признака его можно обнаружить у одного­ или у обоих родителей, а также у дедушки или бабушки. При рецессивном насле-­ довании признак может обнаруживаться только в одном из поколений у 25% его­ членов. Доминантный признак в схеме родословной наглядно выступает по вер-­ тикали, тогда как рецессивный - только по горизонтали.­ Есть признаки, наблюдаемые у лиц определенного пола. Это означает, что­ ген, кодирующий такой признак, располагается на одной из половых хромосом.­ Если такой ген локализуется на Х - хромосоме, то данный признак будет наблю-­ даться только у мальчиков, так как у девочек другая такая же Х - хромосома мо-­ жет нести ген данного признака с иной характеристикой. У женщин признак, кон-­ тролируемый Х - рецессивным геном, не проявляется, но находится в скрытом со­ стоянии, и они передают половине своих сыновей. Признаки, закодированные на­ Y - хромосоме, по наследству передаются только мальчикам.­ Влияние внешнесредовых факторов на развитие организма ребенка.­ Каждый человек отличается от другого многочисленными физическими особен-­ ­ - 6 -­ ­ ­ ­ ностями, которые формируются уже с самого его зарождения и на протяжении ­ всей жизни. Однако с момента появления мужской и женской гамет, а затем при ­ их слиянии и образовании оплодотвореной клетки - зиготы наследственное нача-­ ло человека может в определенной степени изменяться под влиянием внешнес-­ редовых факторов. При взаимодействии генетических ( наследственных ) и внеш-­ несредовых факторов в детском возрасте формируется большое число индивиду-­ альных признаков человека.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Борьба со стрессом
Стресс определяют как эмоциональное состояние, оказывающее воздействие на весь организм. При возникновении угрожающей ситуации надпочечники начинают вырабатывать гормоны стресса: адреналин и норадрена ...

Брюшной тиф
Брюшной тиф – острая антропонозная инфекционная болезнь с фекально-оральным механизмом передачи, четко выраженной цикличностью, поражением лимфатического аппарата тонкой кишки, бактериемией, инт ...

Патофизиология
Клинические и патологические результаты легочной аспирации зависят от рН аспирированного материала, объема аспирата, наличия в нем определенных субстанций (например, частиц пищи) и от его бактериал ...

Разделы сайта





Дополнительные материалы